При эксплуатации ГПМ делят на следующие виды: аварии без травмирования людей; аварии с травмированием людей; несчастные случаи, связанные с авариями. Порядок их расследования установлен Госгортехнадзором РФ.
Протоколирование аварийных ситуаций регламентировано Правилами, где определяются категория аварийной ситуации, форма отчетности разбора последствий аварии, определяется порядок проведения расследования, оговаривается состав комиссии и их полномочия, составляется план места (с указанием расположения и ориентировки элементов на месте), фиксируется последовательность во времени событий по словам очевидцев, выбираются образцы поврежденных элементов для проведения химанализа, изучается работоспособность ответственность приборов безопасности, проводится предварительная экспертиза.
Пороцентное соотношение аварий ГПМ:
24% - управление ГПМ С нарушением требований Правил; 12% - халатность должностных лиц; 12% - неправильная строповка грузов; 13% - нарушение правил работы вблизи линий электропередач; 13% - неисправность ГПМ; 4% - перегрузка ГПМ; 15% - нахождение людей в опасной зоне; 3% - перемещение груза с людьми; …% - прочее.
Процентное соотношение по типам кранов:
Автомобильные – 39%. Мостовые – 33.5%. Пневмоколесные – 3%. Гусеничные – 3%. ж/д – 1.5%
Основные причины аварий ССК:
некачественное изготовление - 13,5%; неисправность устройств – 29%; приборы безопасности – 24.4%
Порядок расследования несчастных случаев на производстве. Основные положения регламентированы законом о промышленной безопасности ст. 12. Порядок работы комиссии на аварийном объекте РД 03.293-99 Положение о порядке технического расследования причин аварий на опасном производственном объекте.