Эти
машины можно встретить на городских улицах и строительных площадках, в
фермерских хозяйствах и коттеджных городках. Еще совсем недавно
собиравшие вокруг себя любопытных, теперь они стали привычной деталью
городского пейзажа, но по-прежнему привлекают внимание специалистов
своей маневренностью, универсальностью и миниатюрностью.
Первые мини-погрузчики с бортовым поворотом появились в конце 50-х годов
благодаря братьям Мелро (Melroe), разработавшим прототипы этих машин и
организовавшим их выпуск. Быстро выросшая популярность мини-погрузчиков
побудила известные машиностроительные компании освоить их производство,
в результате чего на современном рынке строительной техники представлена
обширная номенклатура этих удобных и порой незаменимых машин. Не
остались в стороне и российские покупатели, получившие в последние годы
возможность выбора мини-погрузчиков разных типоразмеров и моделей.
Грузоподъемность мини-погрузчиков, предлагавшихся российскому покупателю
в последние два года, охватывает диапазон от 317 (Bobcat 453) до 1361 (Case
95XT) килограммов, причем наибольшую его часть (от 400 до 1361 кг)
перекрывает модельный ряд Case, а пальма первенства по числу
типоразмеров (11 моделей и модификаций) традиционно принадлежит
семейству Bobcat. Кстати, в 1997 году эта торговая марка лидировала и по
числу мини-погрузчиков с абрисом дикой кошки на стреле, импортированных
на российский рынок.
мини-погрузчик ПУМ500 с роторным снегометателем
Интересно
отметить, что разнообразие марок мини-погрузчиков сочетается весьма с
ограниченным набором концептуальных и технических решений, используемых
различными производителями. Так, практически все мини-погрузчики с
бортовым поворотом представляют собой короткобазные четырехколесные
полноприводные шасси, низкосидящие, с небольшим дорожным просветом и
гидрообъемной ходовой трансмиссией. Колеса левого и правого бортов
приводятся отдельными гидромоторами и могут работать в режиме
противовращения. Именно благодаря этому обстоятельству мини-погрузчики
могут маневрировать, притормаживая колеса одного из бортов или заставляя
колеса противоположных бортов вращаться в разные стороны.
Колеса одного борта, как правило, приводятся от вала гидромотора цепной
передачей, обеспечивающей кинематическое согласование их угловых
скоростей, но встречаются варианты и с гидрообъемными мотор-колесами
(например, МКСМ800), в которых согласование угловых скоростей
осуществляется гидравлически. В ступицах колес могут быть размещены
стояночные многодисковые маслопогруженные тормоза, включаемые либо по
желанию оператора, либо автоматически при его выходе из кабины. Рабочее
торможение осуществляется прекращением подачи жидкости ко всем
гидромоторам или гидромоторам одного борта и гарантируется гидрозамками.
Иногда такая система торможения используется и как стояночная.
Колеса AirBoss для мини-погрузчика New Holland
Бортовой поворот делает эти машины чрезвычайно маневренными, но он же
наделяет их рядом недостатков. Среди них повышенный износ протектора
шин, жесткие требования к стабильности давления в пневмоколесах (поворот
при давлении ниже номинального приводит к повреждению боковины камерной
и разгерметизации бескамерной шин), ограничение скорости движения из-за
опасности потери продольной устойчивости, повреждение шинами мягких
искусственных, травяных и грунтовых покрытий.
Стандартное ходовое оборудование мини-погрузчиков предполагает
комплектацию машин пневмоколесами с бескамерными шинами с развитым
протектором для работы на грунтах. Для случаев, когда условия работы
предполагают повышенный риск повреждения шин, производители предлагают
колеса AirBoss, не теряющие работоспособности при механических
повреждениях. Возможна также комплектация мини-погрузчика гусеницами со
стальными или резиновыми траками, одеваемыми на колеса и снижающими
удельное давление машины на грунт при одновременном повышении ее
проходимости.