Экономичность электропогрузчика проявляется тем сильнее,
чем интенсивнее режим его работы. В значительной степени она зависит от
технико-экономических характеристик трех основных компонентов погрузчика -
электродвигателя, аккумуляторной батареи и системы управления электродвигателем.
До недавнего времени в электропогрузчиках традиционно применялись только
двигатели постоянного тока, и лишь в последние годы наряду с ними стали
использоваться асинхронные электродвигатели. Последние не нуждаются в
техническом обслуживании, обладают меньшей массой, более удобными габаритами и
стоят дешевле; тем не менее они встречаются еще достаточно редко. Поэтому в
настоящей статье мы будем рассматривать только электропогрузчики с двигателями
постоянного тока.
Для анализа экономичности транспорта необходимо знать стоимость топлива и его
расход. Если для двигателя внутреннего сгорания, где используются бензин,
дизельное топливо или газ, эти величины известны каждому автолюбителю, то кaк
оценить расход энергии в электротранспорте - не ясно порой даже специалистам.
Попробуем получить некоторые цифры, характеризующие стоимость электроэнергии
аккумуляторной батареи (АКБ), а также определить затраты на эксплуатацию
электропогрузчика.
Экономичность аккумуляторной батареи
При интенсивной и продолжительной эксплуатации погрузчика важным моментом
является его способность выдержать этот режим работы до следующей зарядки АКБ.
Чтобы не допустить нежелательного перерыва в работе для вынужденной подзарядки,
нередко используют резервную АКБ. Это оправдано при круглосуточном режиме работы
машины, но не всегда целесообразно в иных случаях из-за высокой стоимости
тяговой АКБ.
В настоящее время предпочтение отдается свинцово-кислотным аккумуляторам, т. к.,
по сравнению со щелочными, они обладают наибольшей емкостью на единицу стоимости
и имеют большую энергоотдачу (высокий КПД).
Новейшие системы управления исключают возможность выхода из строя аккумуляторов
по причине "глубокого" разряда с полным отбором запасенной энергии. Например,
система управления "Curtis" (США), устанавливаемая на отечественных погрузчиках
"ЭП-103 КИО", позволяет постоянно контролировать уровень разряженности батареи,
подает предупреждающий сигнал при уровне разряженности АКБ в 75 процентов и
блокирует двигатель подъема каретки электропогрузчика в случае разряженности АКБ
на 80 процентов.
Продолжительность работы машины между зарядками батареи (рабочий цикл) зависит
от количества электрической энергии Aр, которую АКБ способна отдать для
выполнения работы за это время, и равного произведению емкости АКБ при разряде
Qр и среднего разрядного напряжения Uр (Aр = Qр·Uр).
Величину Aр также можно выразить через зарядные характеристики:
Aр = hАКБ·Qз·Uз,
где Qз - емкость при заряде, Uз - среднее зарядное напряжение АКБ, а hАКБ - КПД
энергоотдачи.
Ресурс АКБ составляет примерно 1000 циклов заряда/разряда. Следовательно, за
весь срок своей службы АКБ выделит для выполнения работы погрузчика
электрическую энергию, оцениваемую как:
Aр0 = 1000·Qр·Uр = 1000·hАКБ·Qз·Uз.
КПД энергоотдачи современного аккумулятора равен 0,68. По мере эксплуатации
батареи эта величина уменьшается. Полагая, что средний КПД энергоотдачи за всё
время работы АКБ составляет приблизительно 0,6, получим Aр0 = 600·Qз·Uз. Если
тариф стоимости электроэнергии составляет Т руб., то полная стоимость
электроэнергии, затраченной на заряд АКБ за всё время эксплуатации, можно
оценить как:
Сз0 = 1000·Т·Qз·Uз.
Стоимость единицы электроэнергии, полученной от разряда АКБ за всё время
эксплуатации, можно оценить следующим образом:
Ср0 = (Сз0 + САКБ)*600·Qз·Uз = 1,7·Т + САКБ*600·Qз·Uз,
где САКБ - стоимость АКБ.
Проведем сравнение различных АКБ, применяемых на электропогрузчиках
грузоподъемностью 1000 кг
российского (ЭП-103 КО) и болгарского производства (ЕВ 687).
Экономичность
системы управления электродвигателем
Ранее (см. ПТО № 4, 2001) мы сопоставляли особенности работы погрузчиков с
импульсной (ИСУ) и контакторной (КСУ) системами управления электродвигателем.
Проведем теперь сравнение контакторной и импульсной систем управления по
экономичности на примере электропогрузчика "ЭП-103 КО". Стоимость контакторной
системы управления для этого погрузчика можно оценить приблизительно в 10 тыс.
рублей. При этом затраты на ее техническое обслуживание (замену контактов,
контакторов, предохранителей и контроллеров) составляют, при интенсивном
характере работы, 1-3 тыс. рублей в месяц, а в ряде случаев - до 9 тыс. рублей в
месяц. Стоимость импульсной системы управления составляет около 40 тыс. рублей,
и она не требует технического обслуживания.
При интенсивном характере работы АКБ (когда погрузчик задействован примерно 8-12
часов в сутки) она, как правило, заряжается ежесуточно в ночное время. Часто она
ставится на подзарядку в середине рабочего дня. Это приводит к исчерпанию
ресурса АКБ (1000 циклов заряда/разряда) за 2-3 года, после чего она подлежит
замене. В зависимости от режима работы батареи импульсная система управления
позволяет увеличить срок ее службы в 2-3 раза, т. е. до 6 лет.
Эти данные позволяют сопоставить расходы на работу погрузчиков с контакторной и
импульсной системами управления за 6 лет (см. диаграмму) и убедительно
доказывают, что импульсная система управления окупается за 1-2 года.