Силовые гидроцилиндры представляют собой объемные гидродвигатели с возвратно-поступательным или возвратно-поворотным движением рабочего органа по отношению корпуса цилиндра.
Гидроцилиндры, устанавливаемые на ПРМ, возвратно-поступательного действия. Эти гидроцилиндры бывают одно- и двустороннего действия.. Гидроцилиндры одностороннего действия делятся на поршневые, плунжерные, плунжерные телескопические (многоступенчатые).
Шток или плунжер в них движется под действием рабочей жидкости только в одном направлении. Обратное движение выполняется под действием внешних сил или пружины.
В гидроцилиндре двустороннего действия, шток и поршень движутся в обоих направлениях под действием рабочей жидкости. Эти гидроцилиндры могут быть с одно- или двусторонним штоком, одно- и многоступенчатыми.
Главным параметром гидроцилиндров является внутренний диаметр цилиндра, а одним из основных — рабочее давление, определяющее эксплуатационную характеристику гидроцилиндра. Внутренние диаметры цилиндров, диаметр штока, ход поршня и ряд давлений регламентированы ГОСТ 6540—68.
У гидроцилиндров выходным (подвижным) звеном может быть как шток или плунжер, так и корпус.
Основные параметры гидроцилиндров: внутренний диаметр, диаметр штока, ход поршня и максимальное давление, определяющее его эксплуатационную характеристику и конструкцию, в частности, тип применяемых уплотнений, а также требования к качеству обработки и чистоте внутренней поверхности гидроцилиндра и наружной поверхности штока.
Гидроцилиндр одностороннего действия. Его особенность заключается в том, что усилие на выходном звене (например, штоке), возникающее при нагнетании в рабочую полость гидроцилиндра жидкости под давлением, может быть направлено только в одну сторону (рабочий ход).
В противоположном направлении выходное звено перемещается (вытесняя при этом жидкость из гидроцилиндра) только под влиянием возвратной пружины 6 или другой внешней силы, например силы тяжести.
Поршневые гидроцилиндры одностороннего действия на экскаваторах применяют обычно в системах управления и для привода некоторых вспомогательных механизмов.