Согласно правилам все передвижные стреловые и козловые краны должны быть проверены на устойчивость.
Под устойчивостью передвижных кранов следует понимать степень надежности удержания крана как при работе, так и нерабочем состоянии.
Оценка устойчивости крана и числовые значения коэффициента устойчивости регламентированы правилами Госгортехнадзора.
Устойчивость передвижных кранов характеризуется коэффициентом устойчивости, представляющий собой отношения моментов, препятствующих и способствующих опрокидыванию крана относительно ребра опрокидывания. Значение коэффициента грузовой и собственной устойчивости согласно правилам д.б. не менее 1,15.
За ребро опрокидывания принимается линия, относительно которой проверяется устойчивость крана с учетом конструирования особенностей ходовой части крана.
1) Для ж/д, башенных, портальных и др. кранов при проверке:
а) уст. поперек подкранового пути за ребро принимается середина головки рельса,
б) вдоль подкрановых путей – линия, соединяющая опорные точки передних или задних ходовых колес или ось балансиров.
2) Для гусеничных кранов:
Устойчивость кранов необходимо обеспечить при стреле, расположенной:
1) вдоль подкранового пути;
2) поперек;
3) под углом 450 к направлению движения.
Примечание:
Поворотный велосипедные и консольные передвижные краны проверяются на устойчивость вдоль однорельсового пути при положении стрелы вдоль пути.
Проверка крана на устойчивость при рабочем положении (коэфю груз. уст.)
К.Г.У. – называется отношение момента относительно ребра опрокидывания создаваемого весом всех частей крана с учетом всех дополнительных нагрузок (ветровой, сил инерции и т.д.) к моменту, создаваемому рабочим грузом.
Примечание:
1) При проверке собственной устойчивости кран рассматривают при максимальном вылете стрелы, при Q=0, с креном в сторону противовеса, при ветровой нагрузке нерабочего состояния, Действующей в сторону опрокидывания.
2) Влияние дополнительных опор и стабилизаторов не учитываются.
3) Расчетные схемы для определения грузовой устойчивости козловых кранов.