В условиях спада промышленного производства весьма актуальной становится проблема обеспечения безопасности эксплуатации подъемных сооружений. Проблема существенно осложняется из-за следующих факторов:
1. Парк подъемных сооружений значительно постарел, например 80% грузоподъемных кранов и погрузчиков, 60% лифтов, 85% подвесных канатных дорог выработали нормативный срок службы.
2. У владельцев отсутствуют финансовые возможности для обновления парка подъемных сооружений. Их модернизации и замены изношенных узлов.
3. Уровень технического обслуживания и квалификация обслуживающего персонала низкие.
В целом это приводит к тому, что, несмотря на непрерывное снижение объемов промышленного производства, число аварий и несчастных случаев на подъемных сооружениях не снижается, а некоторых случаях даже возрастает. Производственный травматизм на подъемных сооружениях занимает в настоящее время третье место после угольной и горнорудной отраслей.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует о том, что 85% неблагоприятных событий происходит из-за неправильных действий обслуживающего персонала и только 15% из-за технического состояния объекта. Наибольший травматизм (75%) связан с эксплуатацией грузоподъемных устройств.
Наблюдаемое незначительное снижение травматизма на грузоподъемных кранах происходит на фоне резкого падения физических объемов производства, что обуславливает необходимость предельно внимательного отношения к оценке безопасности этих объектов.
Наиболее опасными, с точки зрения производственного травматизма при погрузочно-разгрузочных работах, являются портальные и фронтальные погрузчики. Особенно если учесть социальную значимость аварии в закрытых цехах с непрерывным технологическим процессом.
В порядке реализации принятых законодательных актов и постановлений Правительства, а также для усиления ответственности разработчиков, владельцев и обслуживающего персонала подъемных сооружений ГОСГОРТЕХНАДЗОРом России разработан ряд новых Правил устройства и безопасной эксплуатации по типам подъемных сооружений. Наряду с этим организовано массовое экспертное обследование подъемных сооружений, отработавших нормативный срок службы, с целью определения возможности дальнейшей эксплуатации. Эту работу выполняют специализированные организации, имеющие особые разрешения (лицензии).