Инертные сыпучие грузы. Инертные сыпучие материалы — песок, гравий, щебень, формовочные материалы, глины, камень и т. д.— относятся к устойчивым материалам, хорошо сохраняющимся при открытом хранении в любых погодных условиях. Перевозка инертных минерально-строительных материалов по железным дорогам производится на открытом подвижном составе. В зимний период эти материалы подвержены смерзанию.
Учет минерально-строительных инертных грузов осуществляется в единицах массы, обычно определяемой обмером. Грузоподъемность вагонов при перевозке инертных сыпучих грузов используется полностью.
Большинство инертных сыпучих материалов обладает повышенным абразивным воздействием на трущиеся части подвижного состава и ногрузочно-разгрузочных машин и устройств. При погрузке гравия, песка, шлаков для защиты букс вагонов устанавливаются фартуки.
Алебастр, бой кирпичный, гипс, земля, глина, мел, тальк относятся к сильно пачкающим грузам; после их выгрузки вагоны обязательно промывают.
Не допускается засорение песка, гравия и щебня, предназначенных для бетонных работ, солями, рудами, углем, глиной, химическими грузами или маслами, так как эти примеси способствуют ускоренному разрушению бетонов.