Статическая и динамическая устойчивость свободностоящих грузоподъемных средств.
В статике этот показатель характеризует способность машины сохранять равновесное положение под действием внешних нагрузок, которые принимаются постоянными. В динамике этот показатель характеризует способность машины не опрокидываться под действием переменных сил, являющихся функцией времени и положения системы. Различают статическую и динамическую устойчивости машины против опрокидывания.
При определении статической устойчивости находят условие, которому должна удовлетворять система сил, действующих на машину, чтобы последняя находилась в равновесии.
Осью опрокидывания называют воображаемую неподвижную ось, вокруг которой в данный момент времени происходит опрокидывание машины. В зависимости от направления опрокидывания различают оси бокового и продольного опрокидывания. Замкнутый контур, образованный соответствующими осями опрокидывания и линиями, их соединяющими, называют опорным контуром машины.
Необходимым условием устойчивости балансирной и небалансирной частей машины или машины в целом является расположение следа их центра масс (или, иначе, линии действия вектора равнодействующей силы) внутри своих опорных контуров. Таким образом, для расчета статической устойчивости машины против опрокидывания необходимо:
1) установить конфигурацию опорных контуров ходовой части машины и определить положения осей опрокидывания;
2) отметить на расчетной схеме действующие на машину нагрузки(либо нагрузки, действующие на ее балансирную или небалансирную часть) и составить относительно соответствующей оси опрокидывания выражение для восстанавливающего(удерживающего) момента, направленного в сторону устойчивости, и для опрокидывающего момента, направленного в сторону опрокидывания машины;
3) определить момент устойчивости;
4) рассчитать высотную координату центра масс машины или той ее части, для которой определяется устойчивость;
5) определить угол устойчивости.